Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важность рассматриваемой темы обусловлена тем, что образовательное взаимодействие полностью согласуется с новейшими концепциями образования, гуманистическим и личностно-ориентированным подходом, удовлетворяя потребности общества в условиях возрастающей значимости человеческого потенциала. При этом, современные педагоги и психологи сходятся во мнении, что взаимодействие с ровесниками является незаменимым фактором в развитии, обучении и воспитании детей младшего школьного возраста.
В настоящее время школа сталкивается с общественным запросом на формирование образованной личности, умеющей эффективно взаимодействовать с окружающими. Поскольку такое взаимодействие может развиваться и формироваться в процессе обучения с раннего возраста, особое внимание уделяется периоду начальной школы, где в рамках учебной деятельности (как основной для младшего школьного возраста) под руководством педагога формируется навык учебного сотрудничества.
Учебное сотрудничество в начальной школе рассматривается как специально организованный вид деятельности, в процессе которого дети учатся работать вместе, достигать общих целей, распределять роли и ответственность. Это не просто выполнение заданий рядом, а активный обмен знаниями, идеями и опытом, направленный на совместное решение поставленной задачи. В ходе учебного сотрудничества дети осваивают навыки общения, аргументации, конструктивной критики и саморегуляции, что является важным условием для их успешной адаптации в обществе.
Важно отметить, что эффективность учебного сотрудничества напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога. Именно учитель создает условия для формирования навыков сотрудничества, организует работу в группах, обучает детей стратегиям взаимодействия и оказывает необходимую поддержку. Педагог выступает не только как источник знаний, но и как фасилитатор, помогающий детям раскрыть свой потенциал и научиться учиться вместе.
Развитие учебного сотрудничества в начальной школе имеет долгосрочные последствия. Дети, которые успешно сотрудничают в учебной деятельности, более уверены в себе, обладают развитыми коммуникативными навыками, умеют работать в команде и достигать поставленных целей. Эти навыки будут полезны им не только в школе, но и в дальнейшей жизни, в профессиональной деятельности и межличностных отношениях.
1 Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе
Современная система образования в значительной степени сформирована под влиянием идей, разработанных теоретиками общей и педагогической психологии (такими как В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили) и выдающимися практиками современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.). Эти исследователи подчёркивают, что одним из ключевых принципов современного обучения является сотрудничество.
Развитие отношений сотрудничества между участниками образовательного процесса становится приоритетной задачей для различных областей психолого-педагогической науки. Особую актуальность этот вопрос приобретает в контексте внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В частности, ФГОС начального общего образования акцентирует внимание на: развитии навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях (умение устанавливать и поддерживать контакты, обращаться за помощью); способности предотвращать конфликты и находить решения в спорных ситуациях; умении формулировать и решать коммуникативные задачи различного характера; способности учитывать точку зрения другого человека и согласовывать свои действия; умении четко и понятно выражать свои мысли, задавать вопросы, владении монологом и диалогом[1].
Сотрудничество рассматривается как гуманистический подход к совместной развивающей деятельности детей и взрослых, основанный на взаимопонимании, эмпатии, совместном анализе процесса и результатов деятельности. Ключевым элементом стратегии сотрудничества является стимулирование и направление познавательной активности учащихся педагогом[10].
В общеметодологическом понимании, сотрудничество – это совместное действие, участие в общем деле (согласно С.И. Ожегову). В философии сотрудничество (синергия) означает, что результат совместной работы превосходит сумму индивидуальных усилий (Стивен Р. Кови). В психологии сотрудничество определяется как ситуация, когда успех одного из участников влияет на достижение целей другими (М.И. Дьяченко) [9].
В современной педагогике, ориентированной на гуманистические ценности, понятие "сотрудничество" занимает центральное место. Приставка "со" указывает на объединение усилий при взаимодействии. Таким образом, сотрудничество – это взаимодействие людей в процессе деятельности, их совместная работа. Важность сотрудничества заключается в том, что все участники активно способствуют достижению индивидуальных и общих целей, поддерживая друг друга.
Анализ работ А.Л. Журавлева, И.М. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, А.В. Мудрика, Л.И. Уманского, Г.А. Цукермана, Н.И. Шевандина и других психологов позволяет выделить следующие признаки сотрудничества: пространственное и временное единство; общие цели и мотивация; целенаправленная организация и управление деятельностью; разделение труда и согласование действий для достижения общего результата; получение единого конечного продукта; наличие позитивных межличностных отношений.
Проблематика взаимодействия в образовательном процессе, осуществляемого в кооперативных, коллективных и групповых формах, является предметом интенсивного изучения в психологии. Многие исследователи, среди которых Л.И. Айдарова, А.И. Донцов, В. Дойз, Й. Ломпшер, В.Я. Ляудис, Х.Й. Лийметс, Г.Г. Кравцов, Т.А. Матис, А.К. Маркова, В.П. Панюшкин, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, С.Г. Якобсон и другие, внесли свой вклад в эту область.
Для обозначения учебной деятельности учащихся, базирующейся на непосредственном взаимодействии, используются различные термины, такие как "совместная учебная деятельность", "групповая работа", "совместно-распределенная учебная деятельность", "коллективно-распределенная учебная деятельность" и "учебное сотрудничество". В современной отечественной педагогической психологии термин "учебное сотрудничество" часто рассматривается как наиболее всеобъемлющий, ориентированный на деятельность и общий по отношению к другим понятиям. Он охватывает как многостороннее взаимодействие внутри группы учащихся, так и взаимодействие учителя с группой.
Сущность педагогического сотрудничества можно осмыслить, опираясь на один из психологических принципов, сформулированных С.Л. Рубинштейном, который акцентирует взаимосвязь между деятельностью и развитием личности. Взаимодействие выступает в качестве ключевого метода стимулирования саморазвития и самореализации детей. В рамках совместной деятельности потенциал и способности участников взаимодействия реализуются наиболее полно и эффективно. Взаимно дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития[6].
Безусловно, сотрудничество признается одним из наиболее развитых типов взаимоотношений между людьми. Ш.А. Амонашвили еще в своих ранних работах изучал феномен сотрудничества и способность детей к нему. Он подчеркивал важность учета самоценности ребенка, его личностных качеств, а также внедрения принципов сотрудничества и творчества в механизм продуктивно-творческого объединения социально-личностного обучения, определяя сотрудничество как "гармоничное взаимодействие".
В рамках учебного процесса учебное сотрудничество представляет собой сложную систему взаимодействий, охватывающую следующие направления: преподаватель – учащийся (учащиеся); учащийся – учащийся в парах (диадах) и в тройках (триадах); общегрупповое сотрудничество учащихся во всем учебном коллективе; преподаватель – педагогический коллектив; преподаватель – родители школьников (в соответствии с современными образовательными стандартами).
Г.А. Цукерман выделяет еще один важный вид сотрудничества, генетически производный от всех вышеперечисленных: сотрудничество учащегося "с самим собой".
Организация учебного сотрудничества со взрослым предполагает создание специальных ситуаций, стимулирующих продуктивную деятельность и мотивирующих к поиску новых методов действия и взаимодействия. По мнению Г.А. Цукерман, "учебное сотрудничество со взрослым предполагает способность школьника различать ситуации, требующие применения готовых образцов, и ситуации, в которых ребенок может самостоятельно определить условия новой задачи".
С.В. Зайцев отмечает, что "подлинное сотрудничество возникает тогда, когда педагог и ребенок видят в ситуации их действия общий для обоих предмет, когда их сотрудничество является однопредметным".
"Ситуация обучения, - утверждает С.В. Зайцев, - как межличностное сотрудничество взрослого и ребенка проявляется в том, что взрослый и ребенок не только участвуют в этой ситуации, но и выражают свое личностное отношение к ней".
По определению В.Я. Ляудис, "совместная учебная деятельность представляет собой некоторую общность, возникающую в процессе обучения. Она проходит ряд этапов, которые по мере усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения". В.Я. Ляудис рассматривает обучение, основанное на учебном сотрудничестве, как совокупность трех ключевых аспектов.
1. Совместная работа ученика младших классов с учителем и другими участниками образовательного процесса представляет собой форму сотрудничества. В ходе обучения формируются и развиваются не только навыки познания, но и система общения между преподавателем и учеником, которая оказывает влияние на мотивацию к обучению и эффективность развития познавательных способностей учащихся.
2. Учебная деятельность предполагает не только получение знаний, но и формирование межличностных отношений, способов учебного общения и сотрудничества. Важную роль в развитии познавательных действий, учебной мотивации и личности ученика в целом играет такой тип взаимодействия, который стимулирует самостоятельную продуктивную деятельность школьников. В данном контексте можно говорить об эффективном учебном содействии. Это характеризуется тем, что учебное сотрудничество школьника с преподавателем и другими детьми позволяет реализовать весь спектр межличностных отношений по мере освоения учениками нового предметного содержания.